Деревья в легендах разных народов

Смотрите ленту идей на канале в Телеграм

Деревья в легендах разных народов

Деревья в легендах и мифологии играли большую в разных религиях языческой, христианской и других.

Деревья в легендах у разных народов

Скандинавии Мировое Дерево (Иггдрасиль), соединяло 9 миров, в том числе: мир богов и мир людей. Иггдрасиль, предположительно, был гигантским ясенем (и центром скандинавской космологии), основание которого обвивал змей Нидхёгг. Название Иггдрасиль обозначает «семя Одина», и почитали, что гигантский ясень проистек прямо от отца всех скандинавских богов.

В прибалтийском фольклоре тоже можно найти примеры мистических деревьев. Латвийские сказки рассказывают о Дереве Аустри (Austras Koks) — дереве восхода или востока, которое цветет только тогда, когда солнце ярко светит на небе. Оно растет, когда солнце встает, и увядает, когда то садится, готовое воскреснуть на следующий день. Говорят, что это дерево произрастает на востоке страны на берегах реки Даугавы.

В семитском фольклоре огромное раскидистое дерево тоже символизировало возраст и мудрость. Совсем не совпадение, что центром Эдемского сада было Древо познания добра и зла, с которого Адам и Ева съели плод в Писании. Именно от этого растения первые люди получили знание о космосе и своем месте в мире. Они также прозрели свое собственное простодушие и наивность. Здесь, как и в скандинавских мифах, главную роль играет змей. Он прячется в листве Древа познания добра и зла, чтобы принести смерть и печаль Адаму и Еве, соблазнив женщину сладкими речами. Змей служит одновременно символом силы и смерти, так как, съев плод познания, оба божьих дитя потеряли свое бессмертие.

Эта история довольно символична, так же как и фольклорные сказания многих народов. Соблазнив людей вкусить плоды с Древа познания добра и зла, змей наделяет их индивидуальностью, но притом делает их смертными. Так же как и Нидхёгг разрушает центр мира, грызя корни Иггдрасиля, Дьявол губит совершенный образец Божественного создания.

Деревья в легендах кельтского мира

Деревья в кельтском мире (неправильной формы) накладывают важный отпечаток не только на фольклор. В поэтических сказаниях Ирландии, говорится о пяти растениях. Были и другие деревья, растущие по всей стране. Например, Дерево Роса очень почиталось друидами, служило оракулом. Могущественный Дуб Мугна был «низвергнут поэтами и бардами», возможно, для того, чтобы христианские монахи своими топорами не уничтожили этот языческий символ. Именно Дуб вдохновлял на творчество многих стихоплетов.

Эти деревья срубили христиане, которые, вероятно, видели в них языческий символ, а может сами жители, которые не отдали растения в руки христиан. Великий Ясень Ушниг срубили во время правления сынов ирландского короля Аэда Слейна (предположительно в конце V – начале VI века). Другие деревья, вероятно, вырубили еще раньше.

Кроме Ирландии, существуют подобные легенды и в других частях северной Европы. Деревья связывались с жертвоприношением, а боги ассоциировались с глухим лесом.

Согласно старинной легенде, в Германии св. Вилиброд был напуган поклонением деревьям и человеческими жертвоприношениями (наиболее часто в жертву приносили детей), что отдал приказ поместить фигурку младенца Христа на верхушке дерева, чтобы прекратить эти обряды. Но Вилиборд разрешил под деревом оставлять дары. Возможно, что отсюда берет начало традиция, связанная с праздничным рождественским деревом.

Автор: Н.В. Абдуллаева

Самые невероятные деревья, в которые сложно поверить

Страна цветущей сакуры. Почему декоративное дерево стало символом Японии?

«Захватывающий вид цветущей сакуры в Японии вдохновлял правителей, поэтов, художников и простых людей на протяжении более 1000 лет», — подтверждает Энн Макклеллан на страницах «Фестиваля цветения сакуры. Праздник сакуры.»

Глядя на вишню. Традиция ханами

К концу восьмого века, самое позднее в эпоху Хэйан, в Японии распространилась традиция ханами: празднование цветения сакуры.

Изначально это был обычай, связанный с элитой, императорским двором. Постепенно он получил признание и среди самураев. А в эпоху Эдо — между 16 и 19 веками — он распространился на все слои общества.

Цветущая вишня стала темой легенд, мифов, поэзии и народной музыки. Ее популярность была связана с концепциями, взятыми из буддизма. Вишня символизировала (и до сих пор символизирует) эфемерную природу существования и меланхолию преходящего.

Это также знак новой жизни и начала. Однако, как подчеркивает Наоко Абэ, автор книги «Англичане, спасшие японские вишни», «гармоничный образ» не отражает всей правды.

Японская вишня на службе у политики

Сакура стала использоваться как национальный символ со второй половины 19 века. «Этот процесс значительно ускорился в 1930-х годах, когда сменявшие друг друга правительства использовали популярность сакуры и ее имперские коннотации в качестве инструмента пропаганды», — объясняет Наоко Абэ.

Песни, пьесы и школьные учебники больше не фокусировались на символике жизни, а скорее ассоциировали цветение сакуры со смертью.

Классическая поэзия интерпретировалась сознательно, и вскоре стало нормой, что Ямато-дамасии, «истинный дух Японии», выражался, среди прочего, в его готовности отдать свою жизнь за императора — японского живого бога — как Лепестки вишни отмирают после недолгой, но полной славы в жизни.

Песни про армию и вишню

После победы над Россией в 1905 году на волне милитаризма и гордости в стране были посажены миллионы деревьев. В начальных школах учащиеся «снова и снова повторяют песни о цветении сакуры» и военной экспансии.

Следующий миллион саженцев должен был быть отправлен в Восточную Азию, чтобы символически подтвердить японское завоевание огромных территорий.

Во время Второй мировой войны символика вишни должна была смягчить видение смерти для солдат. В частности, Сакура сопровождала пилотов-камикадзе. Многие взяли с собой веточки вишни в кабины своих машин. Также были мнения, что погибшие в бою переродятся в виде вишен.

Автор книги «Англичанин, спасший японские вишни» подчеркивает, что люди перестали петь о торжественно цветущих деревьях только после капитуляции 1945 года. И империалистические ассоциации были настолько эффективно стерты из сознания японцев, что она сама начала их обнаруживать только после переезда в Лондон.

Автор: А.Н. Хрусталёв

Интересное о вечнозеленом дереве Сикомора

Сикомору причисляют к роду Тутовых, а если быть точнее род – Фикус. Это дерево нередко упоминается в мифологии, наряду с инжиром.

Особенности строения

Это долгоживущее вечнозеленое дерево. Оно может расти до впечатляющих размеров (около 40 метров). У сикоморы очень хорошо развита корневая система. Кора этого дерева очень плотная, сравнима с дубом по плотности. У сикоморы очень вкусные съедобные плоды шарообразной формы. Несмотря на внушительный размер самого дерева, плоды у него небольшие около 3 см в диаметре. По вкусу плоды сикомора напоминают виноград. Однако, в настоящее время, на мировом рынке плоды этого растения все меньше и меньше покупаются. Им на замену пришли бананы и цитрусы. Дерево плодоносит несколько раз в год, в теплое время.

Для того, чтобы сикомора могла беспрепятственно расти, её необходимы особые условия. Например, теплый климат. Это связано с её Египетским происхождением. Кстати, в самом Египте, кора это дерева нашла техническое применение. Из нее делали саркофаги, в которых и по сей день покоятся фараоны.

Египетский фольклор

В мифологии Египта, сикомору величают деревом жизни. Именно это дерево породило в египтянах представление о бессмертии.

Существует легенда, согласно которой сикомора принадлежала богине по имени Хатхор. Сикомора росла на пути в загробный мир. Хатхор, будучи обитательницей дерева, угощает умерших соком и плодами сикоморы. Это предавало им сил двигаться дальше по своему пути.

Также, в Египте, использовались листья сикиморы, в качестве амулетов и оберегов.

Истрия богини Хатхор, не единственное упоминание сикоморы в египетских легендах. Например, под могуществом этого дерева, бог Ра зарубил змея.

А еще из древесины этого дерева сделан пол дворца одного из фараонов.

Полезные свойства

Сикомора достаточно калорийна, поэтому на диете её употреблять не рекомендуется. Зато в качестве перекуса будет очень даже неплохо.

Сикомора обладает многими лечебными свойствами:

  • Употребление плодов этого дерева поможет избавиться от стресса, приведет в порядок нервную систему.
  • Улучшает состояние кожи. Снимает отеки.
  • Оказывает антивозрастной эффект.
  • Препятствует появлению или ослабляет действие некоторых болезней: варикоз, стенокардия, анемия.
  • Значительно улучшает иммунитет.

Вред сикоморы

К сожалению, плоды этого дерева имеют также вредоносное влияние. Они могут, вызывать аллергию и ими опасно объедаться.

Советы по употреблению

На самом деле, употреблять плоды сикоморы можно практически всеми способами. Их можно есть и свежими и сушеными. Добавлять в суп или разные салаты.

Если приходиться есть свежий плод сикоморы, нужно знать, как правильно его съесть без вреда здоровью. В сикоморе содержится очень много семян, поэтому, если попытаться разжевать плод, можно подавиться. Для того, чтобы это не произошло, необходимо слегка прокусить плод и высосать вязкий сок.

Автор: Ольга Сергеевна

Магия Деревьев. Гигантские. необычные деревья мира

Заходите на канал Телеграм и в группы: ВКонтакте и Одноклассниках

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.