Как защитить домовую резьбу

Для защиты поверхности элементов домовой резьбы от атмосферных воздействий необходимо применять прозрачную отделку или их покраску. Незащищённая тем или иным способом древесина постепенно превращается в серую невыразительную массу, что существенно ухудшает внешний вид и теряется сама цель украшения дома. Кроме того, незащищённая древесина в гораздо большей степени подвержена гниению и растрескиванию при намокании, особенно при замерзании влаги в уже образовавшихся щелях.

Однако прозрачная отделка имеет как достоинства, так и недостатки. К последним в первую очередь относятся сложность и высокая трудоёмкость её выполнения. Домовая резьба, предназначенная для прозрачной отделки, требует не только тщательной подготовки поверхности циклями, напильниками и шкурками, но и незаметной заделки дефектов (сколов, трещин, изъянов и т. д.).

К преимуществам прозрачной отделки следует отнести отсутствие риска: покрасить элементы домовой резьбы можно всегда, а предварительно обработанную олифой тем более, при этом окраска будет даже более качественной.

Как же правильно покрыть художественную резьбу прозрачными маслами и лаками? Один из проверенных «дедовских» способов — пропитывание подсолнечным маслом. Но обработанная таким методом древесина при воздействии влаги местами может покрываться чёрными пятнами. Чтобы избежать этого, необходимо, во-первых, уменьшить количество подсолнечного масла, во-вторых, увеличить время его полимеризации и, в-третьих, защитить древесину от намокания. Но ещё лучше — заменить полувысыхающее, т. е. долго полимеризующееся, подсолнечное масло быстросохнущим варёным льняным.

Варёным льняным маслом целесообразнее всего отделывать места, защищённые от дождя (например, на крыльце, закрытом навесом крыши).

Здесь масло может сохнуть сколь угодно долго.

Но есть и ещё один способ прозрачной отделки древесины — покрытие специальными лаками, приготовленными на основе плёнкообразующих. Самый доступный из них — лак для покрытия полов. В этом случае надо исключить какую-либо предварительную пропитку древесины маслами. В качестве грунтовки можно использовать нитролак, например НЦ-222.

Приступая к отделке прозрачными покрытиями, следует помнить, что от воздействия света темнеет любая древесина, но в разной степени: в большей — хвойная, большинство пород красной древесины, в меньшей — бук, осина и берёза. И ещё: пропитанная маслами древесина темнеет интенсивнее покрытой нитролаками или другими лаками на искусственной основе.

Также следует признать, что имеющиеся в продаже так называемые натуральные олифы непригодны для прозрачного покрытия домовой резьбы. В них так много заменителей и добавок и так мало льняного масла, что в результате покрытия не получается прозрачная плёнка, защищающая древесину от осадков. Но главный её недостаток, кроме непрозрачности и отсутствия глянца, — рыхлость и липкость. На неё налипает пыль, копоть и грязь.

Приготовить хорошую олифу можно самостоятельно. Для этого потребуется льняное или конопляное масло и так называемые сиккативы — ускорители (катализаторы) сушки, которые в несколько раз ускоряют процесс полимеризации масла.

В крайнем случае можно использовать и подсолнечное масло, но сохнуть такая олифа будет дольше, а её защитные свойства будут ниже.

Итак, в эмалированную посуду не более чем на 3/4 объёма налить предварительно отстоянное (до года! ) масло. Следует соблюдать именно такое соотношение, так как, во-первых, масло сильно расширяется при нагревании, а во-вторых, при нагревании до температуры более 100°С образуется пена, иногда обильная, и при этом выделяются пары легколетучих веществ. Пену можно снимать. При достижении температуры 160-170°С пенообразование прекращается. В этот момент всыпают предварительно прокалённый при температуре 120-130°С сиккатив. Прокаливание сиккатива обязательно, в противном случае присутствующая в нём влага при контакте с перегретым маслом мгновенно превращается в пар. Практически происходит взрыв, сопровождающийся выбросом раскалённых капель масла со всеми вытекающими последствиями. Поэтому необходимо принять все меры предосторожности и защиты: иметь крышку для закрывания сосуда, песок для тушения огня, и, конечно же, спецодежда с маской.

После добавления сиккатива вновь образуется пена, необходимо следить за этим процессом и тщательно перемешивать масло. Продолжительность варки масла с сиккативом составляет 2-3 часа при периодическом помешивании во избежание оседания сиккатива. При более продолжительной варке может произойти полимеризация масла и оно превратится в нерастворимый сгусток.

Перед добавкой сиккатива можно ввести в масло живицу — смолу сосны. Добавка живицы сделает плёнку высохшей олифы более твёрдой. Такая олифа называется масляным лаком.

Перед первой окраской деталей домовой резьбы масляными красками необходимо загрунтовать и шпаклевать окрашиваемую поверхность. При повторном окрашивании поверхность очищается от загрязнений и старой краски там, где она шелушится и отслаивается. Это удобно делать металлической щёткой, ножом или скребком. Для удаления старой масляной краски можно воспользоваться одним старинным рецептом: смесь гашёной извести и поташа (карбоната калия) в пропорции по весу 3:1 замесить на воде до консистенции краски, чтобы её удобно было наносить на очищаемую поверхность. Нанесённая смесь выдерживается 12 часов, после чего краска размягчается и удаляется значительно легче.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.