Смотрите ленту идей на канале в Телеграм
F-образные быстрозажимные струбцины отличаются удобством использования, а если они китайские – то еще и привлекательной ценой. Но есть в них один большущий недостаток – со временем они ослабляются и отказываются держать зажатые детали. Причем распространяется этот минус не только на бюджетное барахло по 4-5 долларов, но и на фирменные струбцины именитых марок стоимостью под 100 и более баксов.
Однако не стоит категорично отказываться от такого варианта, если струбцины срочно нужны, а покупать профессиональные нет возможности. Бывает так, что дорогие инструменты и покупать нет особого смысла, поскольку большинство времени они будут пылиться без дела. В таких ситуациях можно приобрести даже самые дешевые быстрозажимные струбцины, немного схитрить, и получить вполне работоспособный инструмент за небольшие деньги.
Устройство и принцип работы быстрозажимных струбцин
Чтобы улучшить какой-либо инструмент, необходимо, как минимум, знать его устройство и принцип работы. С этого и начнем, ориентируясь на фотографии самой дешевой китайской струбцины (большинство дорогих устроены аналогично).
Если не разбирать быстрозажимную струбцину, то можно видеть следующие ее детали:
- Направляющая планка. Изготовлена из стали (слава Богу). На планке установлена подвижная прижимная каретка и опорный рычаг.
- Прижимная каретка. Предназначена для прижима и фиксации соединяемых деталей. Главная часть быстрозажимной струбцины, которую далее рассмотрим изнутри.
- Опорный рычаг. В данном вариант выполнен из пластика и снабжен защитной накладкой (оранжевая).
В принципе, даже несмотря на то, что выглядит струбцина не очень серьезно, с простыми задачами она вполне справится (не погнется, не переломится и так далее). Но работает она недолго. Со временем зафиксированная каретка ослабляется, не держит соединенные детали, соответственно, со своей единственной задачей не справляется.
Чтобы понять, почему это барахло прекращает нормально работать столь быстро, вскроем подвижную каретку. Она состоит из следующих деталей:
- Подпружиненная фиксирующая пластина (желтенькая). В нормальном состоянии поджимается пружиной снизу и отклоняется от перпендикулярного относительно направляющей планки положения. Благодаря этому подвижная каретка удерживается, когда струбцина зажата.
- Кнопка сброса фиксации. При нажатии отжимает фиксирующую пластину вниз. Отверстие в пластине условно увеличивается, и каретка освобождается.
- Подпружиненные подъемные пластины (две беленьких ниже). С помощью рычага 4 отклоняются, цепляются за направляющую планку и двигают всю каретку вверх.
- Рычаг для зажима деталей. Пластиковый. На нем не хватает одной мелочи, которая бы увеличила способность струбцины держать нагрузку в три раза. Но об этом далее.
- На каретке также есть опорная ручка над рычагом 4, а также поджимающий рычаг с пластиковой защитной накладкой.
Ремонт и доработка быстрозажимной струбцины
Как видно, устройство и принцип работы быстрозажимной струбцины до безобразия простой. А простота в мире инструментов – это в большинстве случаев надежность. Но тем не менее, что дешевые, что дорогие фирменные струбцины с таким механизмом очень быстро при интенсивном использовании теряют прижимную силу.
Рассмотрев устройством изнутри, можно сделать первые выводы по поводу того, почему не держит струбцина:
- Пружина фиксирующей пластины ослабилась.
- Сама пластина погнулась.
- Отверстие в пластине увеличилось.
Вот и все причины. Лечатся они, соответственно, очень просто. Пружину можно расправить или заменить аналогичной. Пластину выровнять, если погнулась. Если увеличилось отверстие – изготавливаем такую же деталь из подручных материалов.
Однако, как показывает практика, это все временные меры. В силу особенностей конструкции струбцины этого типа все равно рано или поздно отказываются держать нагрузку. Те, что подороже, выдерживают дольше. Данный китайский образец сдулся после 7-10 использований в достаточно бережном режиме.
Но, как и было обещано, есть! Есть одна хитрость, с помощью которой можно не только увеличить фиксирующую силу струбцины в три раза, но также продлить срок ее работы без ремонта и замены деталей каретки. Этот способ показан на фото ниже.
Фокус заключается в том, что при фиксации рычага в самом утопленном положении подъемные пластины тоже цепляются за направляющую планку, и работают, как фиксирующая пластина вверху. А поскольку в таком режиме каретка удерживается сразу тремя пластинами, мощность прижима тоже увеличивается в три раза.
По-хорошему для этих целей неплохо было бы предусмотреть на рычагах какие-либо штатные фиксаторы. Вполне возможно, в профессиональных моделях они и есть. Но в данном случае рычаг преспокойно удерживается двумя резинками для денег, намотанными на него втрое. Более удобно для этих целей использовать кусок трубки подходящего диаметра, металлическое кольцо и так далее. Усилие на конце рычага требуется небольшое, потому с его удержанием справятся многие подручные средства.
Итоги
А в итоге получается, что даже непродуманные и некачественные дешевые струбцины вполне можно использовать, если других вариантов нет. Кстати, чтобы еще глубже доработать это произведение китайского искусства, защитные накладки надо посадить на какой-то суперклей, иначе они быстро разболтаются и будут соскальзывать в самый что ни на есть ответственный момент.
Цены на быстрозажимные струбцины можно посмотреть здесь.
Автор: Сергей Петренко
Еще статьи в рубрике Полезные советы
- Ваймы своими руками
- Тиски своими руками
- Струбцины своими руками
- Фрезерные столы
- Организация рабочего места
- Ящики для инструмента
- Столярные соединения
- Как выбрать сверлильный станок. Размышления от Боба Гиллеспи
- Что можно сделать из одной доски. 10 идей
- Шпонирование. 5 практических примеров
Рубрика Обработка древесины
Еще статьи из раздела Изделия из дерева:
Заходите на канал Телеграм и в группы: ВКонтакте и Одноклассниках