Деревья в легендах разных народов

Деревья в легендах разных народов

Деревья играли большую роль в мифологии и языческой, и христианской. Например, в Скандинавии Мировое Дерево (Иггдрасиль), соединяло 9 миров, в том числе: мир богов и мир людей. Иггдрасиль, предположительно, был гигантским ясенем (и центром скандинавской космологии), основание которого обвивал змей Нидхёгг. Название Иггдрасиль обозначает «семя Одина», и почитали, что гигантский ясень проистек прямо от отца всех скандинавских богов.

В прибалтийском фольклоре тоже можно найти примеры мистических деревьев. Латвийские сказки рассказывают о Дереве Аустри (Austras Koks) — дереве восхода или востока, которое цветет только тогда, когда солнце ярко светит на небе. Оно растет, когда солнце встает, и увядает, когда то садится, готовое воскреснуть на следующий день. Говорят, что это дерево произрастает на востоке страны на берегах реки Даугавы.

В семитском фольклоре огромное раскидистое дерево тоже символизировало возраст и мудрость. Совсем не совпадение, что центром Эдемского сада было Древо познания добра и зла, с которого Адам и Ева съели плод в Писании. Именно от этого растения первые люди получили знание о космосе и своем месте в мире. Они также прозрели свое собственное простодушие и наивность. Здесь, как и в скандинавских мифах, главную роль играет змей. Он прячется в листве Древа познания добра и зла, чтобы принести смерть и печаль Адаму и Еве, соблазнив женщину сладкими речами. Змей служит одновременно символом силы и смерти, так как, съев плод познания, оба божьих дитя потеряли свое бессмертие.

Эта история довольно символична, так же как и фольклорные сказания многих народов. Соблазнив людей вкусить плоды с Древа познания добра и зла, змей наделяет их индивидуальностью, но притом делает их смертными. Так же как и Нидхёгг разрушает центр мира, грызя корни Иггдрасиля, Дьявол губит совершенный образец Божественного создания.

Деревья в кельтском мире (неправильной формы) накладывают важный отпечаток не только на фольклор. В поэтических сказаниях Ирландии, говорится о пяти растениях. Были и другие деревья, растущие по всей стране. Например, Дерево Роса очень почиталось друидами, служило оракулом. Могущественный Дуб Мугна был «низвергнут поэтами и бардами», возможно, для того, чтобы христианские монахи своими топорами не уничтожили этот языческий символ. Именно Дуб вдохновлял на творчество многих стихоплетов.

Эти деревья срубили христиане, которые, вероятно, видели в них языческий символ, а может сами жители, которые не отдали растения в руки христиан. Великий Ясень Ушниг срубили во время правления сынов ирландского короля Аэда Слейна (предположительно в конце V – начале VI века). Другие деревья, вероятно, вырубили еще раньше. Кроме Ирландии, существуют подобные легенды и в других частях северной Европы. Деревья связывались с жертвоприношением, а боги ассоциировались с глухим лесом. Согласно старинной легенде, в Германии св. Вилиброд был напуган поклонением деревьям и человеческими жертвоприношениями (наиболее часто в жертву приносили детей), что отдал приказ поместить фигурку младенца Христа на верхушке дерева, чтобы прекратить эти обряды. Но Вилиборд разрешил под деревом оставлять дары. Возможно, что отсюда берет начало традиция, связанная с праздничным рождественским деревом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.